БРАТИЯ И
СЕСТРЫ!
Чтобы не спеша
подготовить записки для поминания, вы можете скачать и распечатать бланки
записок заранее (файлы DOC и PDF, 4 и 6 записок на странице в разных
формах):
О здравии:
О упокоении:
О здравии + о упокоении:
Панихида:
§ Панихида
4шт (2)
Молебен:
Записка «О
Здравии»
Подается с просьбой
совершить молитвы о физическом и душевном здоровье человека, о его
благополучии. Сюда записывают всех живых крещенных людей, которым вы желаете
здоровья, спасения и благоденствия.
Записка «О Упокоении»
Подается с просьбой
совершить молитвы об упокоении душ усопших людей. Церковное поминовение
облегчает душе проходить мытарства после отшествия из тела.
- внесение имени живого
человека в записку «об упокоении» никоим образом этому
человеку не вредит.
О ком можно подавать записки?
- любой человек может
быть упомянут в записке (не только родственник или знакомый), при условии, что
Церковные правила позволяют подавать записку о нем.
О ком нельзя подавать
записки?
Церковь не поминает следующих
людей:
- самоубийц;
- не крещенных в
православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
- усопших, причисленных к лику святых:
• например: блаженная
Матрона, блаженная Ксения.
Причина проста: находясь
у Престола Божия именно они молятся за нас;
- убежденных атеистов и
богоборцев, даже если они были крещены в Православие.
Не следует подавать
записки о них.
Поминовение самоубийц в Храме
возможно только при соблюдении следующих условий:
- при наличии
официального медицинского заключения,
свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии
помешательства, в невменяемом состоянии;
- и при наличии архиерейского благословения
на их отпевание и церковное поминовение:
• для его получения вам
нужно обратиться к епископу вашей епархии. Только епархиальный архиерей может
дать разрешение на отпевание самоубийц;
- отпевание без такого
благословения будет самочинным и непозволительным.
Возможное поминовение
самоубийц дома:
- Оптинские старцы
разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только
краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если
можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».
Что делать, если вы подали
записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?
- если это произошло, то
необходимо сказать об этом священнику на исповеди.
Заполнение записки – духовная
составляющая этого процесса:
- вписывая имена живых и
усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от
чистого сердца, стараясь припомнить того человека, чье имя вы вписываете
— это уже
молитва за него.
Порядок написания имен в
поминальных записках:
- желательно – разборчивым почерком.
Лучше всего – печатными буквами;
- имя пишется полностью,
в т.ч. и детские имена, без сокращения и уменьшительно-ласкательных форм;
- имя поминаемого пишется
в родительном падеже:
о здравии, об упокоении «кого?»;
- все имена должны быть
даны в церковном написании,
т.е. так, как это имя упомянуто в Святцах:
• если имени человека, о
котором подается записка, нет в святцах (не православное имя; имя, придуманное
в советский период), то (лучше заранее дома), перед подачей записки, вам
необходимо выяснить, был ли этот человек крещён в Православие и, какое имя ему
было дано при крещении.
Это имя и следует
упоминать в подаваемой вами записке;
• если выяснить имя,
данное при крещении, не представляется возможным, но вы точно знаете, что человек был крещен в Православие,
то можно указать его не православное имя (светское) и рядом, в скобках,
обозначить для священника информацию о том, что поминаемый человек был крещен —
(крещ.);
• если вы не знаете
полного христианского имени человека и не уверены, был ли он крещен,
воздержитесь вносить его имя в записку до выяснения фактов. Тем временем
поминайте его в своих частных молитвах.
- если вы хотите помянуть
большее количество людей (более десяти), пожалуйста, по возможности, подавайте
несколько записок. Не очень длинные записки священник имеет возможность
прочитать внимательнее.
Последовательность
перечисления поминаемых людей в записке:
- первыми вписываются
имена священнослужителей с указанием их сана:
• патриарха ….,
митрополита …., архиепископа …., епископа …., протопресвитера …., архимандрита
…., протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея …., архидиакона ….,
протодиакона …., иеродиакона …., диакона …., иподиакона …., монаха (монахини)
…., послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
- далее следует имя
вашего духовного отца — священника, который вас наставляет, заботится о
спасении вашей души, молит о вас Господа;
- затем перечисляются
детские имена:
• младенца (младеницы) ….
– это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. –
это ребенок от 7 до 14 лет;
- теперь вписываются
имена всех остальных взрослых мирян: сначала мужские имена, а затем женские:
• ваши родители;
• свое имя;
• имена членов вашей
семьи, близких и родных;
• имена ваших
благодетелей;
• если у вас таковые
имеются, то далее пишете имена своих недоброжелателей, обидчиков, завистников и
врагов;
- по благочестивой
традиции после списка имен обычно вписывают фразу «Всех православных христиан»,
которая говорит о том, что вы желаете-спасения всем без исключения,
православным христианам, имена которых вы могли забыть, или не знать.
В какой период службы лучше
всего подавать записки?
- чтобы священник успел
вынуть частицы в поминовение здравствующих и усопших, записки следует подавать до начала Божественной Литургии(т.е.
до 8.00 утра), а еще лучше и правильнее – накануне, с
вечера (см. расписание).
Дополнительная информация,
которую не следует указывать
в записках:
- не указываются:
• фамилии и отчества,
• звания и титулы,
• степени вашего родства;
- не пишется «старица»/
«старец», а указывается конкретный титул поминаемого вами священнослужителя;
- в качестве дополнения к
имени вы можете написать (в понятном сокращении):
• воина;
• болящего — (болящ.);
• путешествующего –
(путеш.);
• заключенного – (закл.);
• заблудшего – (забл.);
• страждущего –
(стражд.);
• озлобленного –
(озлоб.);
• учащегося – (учащ.);
• скорбящего – (скорб.);
• беременной (непраздной)
– (непразд.).
- в записках «Об
упокоении» не пишут:
• убиенный и т.п. – такие
записи не имеют значения для души усопшего;
Дополнительная информация,
которую вы можете указать
в записках:
- в записках «Об
упокоении» добавляют:
• новопреставленный —
усопший в течение 40 дней после кончины;
• приснопамятный (достойный
всегдашнего воспоминания) — усопший, имеющий в этот день памятную дату:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения
усопшего.
Сроки записок о поминовении в
нашем Храме?
В
нашем Храме вы можете подать записку:
- о единоразовом
поминовении;
- о поминовении на срок:
месяц, полугодие, год.
Можно ли подавать записки о
здравии еще не родившегося ребенка?
Нельзя. Не родившийся
ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена
крещеных православных христиан.
Какова дальнейшая судьба
записок, после прочтения их священником?
Вечером все прочтенные за
день записки сжигаются.
Записки подаются для
поминовения:
- на проскомидии.
Подается обычная записка:
• «О Здравии»,
• «Об упокоении»;
- на сугубой ектении.
Подается заказная записка:
• «О Здравии»:
— за путешествующих или
тяжко болящих членов прихода,
— когда хотят помолиться
об успешном совершении благого дела.
• «Об упокоении»:
— только о
новопреставленных и только на заупокойной литургии;
— в воскресные дни, в
праздники, предпразднества и попразднества в день памяти святого или праздник,
когда служится полиелей или славословная служба, поминовение усопших «на
сугубой»
не совершается;
- на молебне.
Подается заказная записка:
• «О Здравии»;
- на сорокоусте.
Подается заказная записка:
• «О Здравии»,
• «Об упокоении»;
- на панихиде.
Подается заказная записка:
• «Об упокоении».
Краткое описание поминовения
на проскомидии:
- Проскомидия — это часть
Литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства Причащения;
- поминовение по обычным
запискам происходит в Алтаре, без чтения во всеуслышание;
- сначала из пяти
богослужебных просфор, после особых молитв, священником вынимаются частицы и
укладываются в определенном порядке на дискос (круглое блюдо на подставке,
символизирующее ясли, в которых родился Спаситель):
• «Агничная» частица
служит для Причащения;
• «Богородичная»,
вынимается в честь Божией Матери и кладется по левую сторону от Агнца;
• «Девятичинные» частицы,
вынимаются в честь святых:
— Иоанна Крестителя,
— пророков,
— апостолов,
— святителей,
— мучеников и
преподобных,
— бессребреников,
— Иоакима и Анны
— и того святителя, имени
которого совершается литургия.
Они кладутся по правую
сторону от Агнца, по три в ряд;
• из 4-ой просфоры
вынимают частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах;
• из 5-ой просфоры
вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах,
священниках.
- затем в Алтаре читаются
поминальные записки верующих и, после прочтения каждого имени,
священнослужитель вынимает частицу из просфор (не богослужебных, а поданных
верующими), говоря:
»Помяни, Господи, (указывается написанное имя)«.
Эти частицы также кладутся на дискос. Это – первое поминовение тех, чьи имена
написаны в поданных записках;
- частицы, лежащие в этом
порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову, собравшуюся около
Агнца;
- следует помнить, что
частицы, вынутые во время прочтения поминальных записок, не служат для
очищения грехов тех, кто эти записки
подавал. Они, после окончания Таинства Причащения, будут
внесены в потир (вместе с
остальными частицами, вынутыми из 4-рех богослужебных просфор). Находясь возле
Тела Господня («агничной» частицы), все они пропитаются Божественной кровью,
исполнятся святыни и духовных дарований – ниспосылая их тому, о чьих именах
возносились молитвы. Те верующие, имена которых написаны в записках, получат
благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной
жертвы.
- во время поминовения
живых и усопших именно в Церкви, на литургии, происходит очищение Кровью
Христовой грехов, которые совершают и совершали поминаемые нами люди.
Просфоры, подаваемые на
проскомидию:
- каждая просфора
двусоставна, в знак двух природ Христа: божественной и человеческой; священник
вынимает из одной просфоры частицы и за здравие, и за упокоение;
- таким образом, вы
вполне можете заказать только одну просфору;
- мнение, что для
проскомидии необходимо заказывать две просфоры:
- здравии и об упокоении
— это благочестивый обычай;
- мнение, что чем больше
закажешь просфор, тем лучше – ошибочное, т.к. количество заказанных просфор не
влияет на качество поминовения.
Сугубая ектенья:
- ектенья не является
сама по себе молитвой, это призыв к молящимся в храме помолиться о том или ином
случае, деле, человеке;
- заказывая
поминовение «на сугубой», вы просите членов общины помолиться о том или ином
человеке, находящемся в обстоянии;
- на записке необходимо
написать:
• «Сугубая ектенья»;
• указать случай, по
которому вы просите молитв общины:
новопреставленного/ой
,тяжко болящего/ей, путешествующего/ей.
Краткое описание поминовения
на сугубой ектении:
- имена из заказных
записок произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия;
- начинается сугубая
(усиленная) ектения:
• общий призыв к Богу,
троекратное «Господи, помилуй!» Диакон призывает: «Рцем (то есть да скажем,
будем молиться, говорить) вей от всея души, и от всего помышления нашего
рцем!»;
• в двух прошениях
верующие усиленно просят Господа услышать их молитву и помиловать их: «Господи,
Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и
помилуй. — Помилуй нас, Боже…»;
• все находящиеся в храме
просят о Патриархе, о епископе, о священнослужителях (притче церковном) и о
всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве…;
• Церковь молится о
милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии,
спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими
милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего;
• в последнем прошении
диакон призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих (о благотворителях
этого Храма), труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих
от Бога великие и богатые милости;
- во время ектений диакон произносит имена тех,
кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение
Божие, а священник читает молитвы. Затем священник произносит молитву
перед Престолом,громко называя имена из записок;
- в определенные дни за
сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой молятся за всех
усопших, просят Господа простить им все прегрешения вольные и невольные,
упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не
согрешил в своей жизни, умоляют Господа даровать усопшим Царствие Небесное, где
все праведные обретают покой.
Виды Молебнов:
- Молебен — это усердная
молитва о живых в различных житейски нуждах.
- Общественные молебны —
совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения
детей, при стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д.
- Частный молебен –
совершается по просьбам и нуждам верующих, т.е. заказывается Вами. При этом не
забудьте сказать в Церковной лавке, какой именно:
• без водосвятия;
• или водосвятный — совершается малое освящение
воды, после чего она раздается верующим.
- Молебны могут
совершаться до или после Литургии, а также после утрени и вечерни (см.
расписание).
Заказная записка о здравии с
Молебном:
- в дополнение к изъятию
частицы из просфоры диакон гласно читает имена поминаемых на ектений;
- затем эти имена
повторяет священник перед престолом;
- после окончания
литургии о них возносится молитва на молебне, особом Богослужение, при котором:
• просят Господа,
Богородицу, святых о ниспослании милости;
• или благодарят Бога за
уже полученные блага – благодарственный молебен;
- Порой человек,
заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя
только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее
помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас
Бога. .
Особенности заполнения
записки на Молебен:
- сначала указываю, кому возносится
молебен:
• Спасителю
(благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.);
• Божией Матери (разным
Ее иконам);
• почитаемым святым;
- затем пишется, о
здравии он или об упокоении;
- и теперь перечисляются
имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.
Панихида:
- это заупокойная треба;
- она совершается только
по крещенным;
- Православная Церковь не
возносит молитв об усопших, сознательно отвергших Бога, отпавших от Православия
в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.
Заказная записка об упокоении
с Панихидой:
- в дополнение к изъятию
частицы из просфоры с называнием имен усопших:
• диакон гласно
произносит на ектений их имена,
• затем имена повторяет
перед Алтарем священнослужитель,
• а затем усопшие
поминаются на панихиде, которая происходит после окончания Литургии.
Заказная записка на
Сорокоуст:
- Сорокоуст — это
молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней с
ежедневным изъятием частиц из просфоры;
- подается об упокоении
или о здравии (особенно тяжелобольных);
- как правило, сорокоуст
об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина.
Особенности Сорокоуста о
Здравии:
- в современной
Православной Церкви в России укоренилась практика заказа сорокоуста о живых;
- такой Сорокоуст не
упоминается ни в церковном Уставе, ни в церковных Преданиях;
- Православная Зарубежная
Церковь в этом вопросе строго придерживается Церковного Устава, совершая
сорокоусты только о новопреставленных.