РОЖДЕСТВЕНСКОЕ
ПОСЛАНИЕ
ЕПИСКОПА
КИНЕШЕМСКОГО И ПАЛЕХСКОГО
ИЛАРИОНА
КЛИРУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И БОГОЛЮБИВОЙ ПАСТВЕ
КИНЕШЕМСКОЙ ЕПАРХИИ
Та́инство стра́нное ви́жу и пресла́вное:
Не́бо – верте́п, престо́л Херуви́мский – Де́ву,
я́сли – вмести́лище, в ни́хже возлеже́
Невмести́мый – Христо́с Бо́г, его́же, воспева́юще, велича́ем.
(Рождественский ирмос
9 песни)
Возлюбленные о Господе пастыри и диаконы,
подвизающиеся в
монашеском чине иноки и инокини,
дорогие братия и сестры!
Сегодня мы с вами празднуем Рождество Христово, день, когда
действенно началось спасение человечества. «Сын Человеческий не для того
пришел, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить и отдать душу Свою во
искупление многих» (Мф. 20:28). И это служение начинается с вифлеемских
яслей, с просвещения простых пастухов и восточных мудрецов-волхвов. Каждому,
невзирая на его возраст, социальное положение, таланты и личные заслуги перед
обществом, открыты врата Небесного Царства. Всякий может, если желает,
соединиться с Богом.
Для этого требуется решимость изменить свою жизнь, выстроить правильную систему ценностей. "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Только тогда возможно быть христовым, когда каждое слово и действо у нас сообразуется с Божественным Писанием, а совесть, очищенная Божией благодатью, руководствует нас на жизненном пути.
В жизни христианина неразрывно связаны любовь к Богу и
любовь к ближнему: "Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу,
потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя" (святитель Василий
Великий. Творения. ч. 5 ).
Минувший год давал нам множество поводов делами своими явить
любовь и сострадание к тем, кто нуждается в нас. Год наступающий не станет
исключением. Напротив, всё больше вокруг нас возникает людей и обстоятельств,
когда от того, проявим ли мы лучшие человеческие качества, зависит не только
уровень жизни нуждающихся, но и сама их жизнь.
Христианство принесло в мир совершенно новые жизненные
принципы. До Христа мир человека разделялся на друзей и врагов, где к первым
было естественно проявлять заботу и симпатию, а ненависть ко вторым
воспринималась как естественное чувство. Христос же заповедал существенно иное
отношение: "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас"
(Мф. 5:44). Конечно, такая перемена в сознании христианина не может произойти
самостоятельно, без Божией благодати. Но и благодать не может изменить сердце
человека, если со стороны христианина нет стремления к переменам.
Мысленно предстоя вифлеемской пещере и взирая на лежащего в
яслях родившегося Христа, мы неизменно молимся Ему. Какова же должна быть
сейчас эта молитва?
Прежде всего, необходимо просить у Младенца-Богочеловека
мира всему миру, потому как вражда между народами порождает зло, которое, если
не будет остановлено, может привести нашу цивилизацию на грань такой
катастрофы, когда уже не будет ни государств, ни обществ в современном их
понимании.
Вторая молитва должна быть об умножении любви, которая, к
сожалению, во многих уже оскудела (см. Мф. 24:12).
Третья наша молитва пускай несет в себе воззвание святителя
Филарета Московского: "Научи меня молиться. Сам во мне молись", — потому как во многом мы разучились
по-настоящему, от всего сердца возносить молитвы Создателю.
Досточтимые отцы, дорогие братия и сестры, желаю вам, чтобы
светлый праздник Христова Рождества переменил и обновил нас, соделал
причастниками тех Божиих даров, ради которых и пришел в мир Спаситель. Пускай
радость Христова Рождества возродит в нас надежду и любовь. Любовь к Богу и Его
творению, надежду на то, что Богу возможно исправить все наши ошибки, личные и
общественные, обновить наши сердца и даровать нам спасительный мир!
Христос раждается! Славьте Его вместе с Ангелами и всеми
святыми!
Епископ
Кинешемский и
Палехский
Иларион
Рождество Христово
Кинешма